Докатались: правила для владельцев электросамокатов ужесточают

Минтранс намерен ввести новый юридический статус для обладателей электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Их практически приравняют к владельцам автомобилей. За последний год в России неоднократно корректировали правила езды на электросамокатах и требования к самим СИМ. К чему это привело и чего ждать дальше — в материале «Сферы».
Время прочтения: 6 минут

Проще взять в аренду

Минтранс подготовил дорожную карту, которая вводит дополнительное нормативно-правовое регулирование СИМ. В ведомстве считают, что это позволит безопасно интегрировать, например, электросамокаты в городские транспортные системы. Заявлено, что правил, которые вступили в силу с 1 марта 2023 года, недостаточно для решения всех вопросов, связанных с ПДД и СИМ. В основном это относится к электросамокатам, принадлежащим физическим лицам.

Чиновники предлагают обязать всех владельцев СИМ регистрировать свой транспорт в федеральном реестре, останавливаться по требованию ГИБДД, проходить медосвидетельствование и соблюдать жесткий регламент в случае ДТП, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на развернутый текст документа Минтранса. Более того, установят прямой запрет на управление СИМ в нетрезвом состоянии.

Предложено также создать систему «идентификации владельцев или водителей СИМ». Дорожную карту уже передали в федеральные органы исполнительной власти на рассмотрение.

При этом в Минтрансе не намерены жестко ограничивать арендные СИМ. В ведомстве отметили, что они легче всего поддаются контролю, к тому же можно оперативно устанавливать и регулировать скорость, места парковки и хранения.

Как в Париже

С 1 сентября в Париже запрещено использование электросамокатов. Решение было принято по итогам организованного мэрией референдума. Явка составила всего 10%, но это не стало помехой для того, чтобы запретить сервисы кикшеринга во французской столице. Некоторых российских депутатов и сенаторов новость воодушевила, и они предложили перенять европейский опыт.

«Полагаю, что Россия должна идти по этому пути. Полный запрет использования электросамокатов в городе спасёт здоровье и жизни многих наших граждан, а некоторых убережет от тюрьмы», — написала в своем Telegram-канале сенатор Елена Афанасьева.

При этом зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Евгений Попов считает, что действовать через запреты нельзя. По его словам, решение проблемы лежит в плоскости инфраструктуры и четких правил.

В конце августа исследовательский центр портала Superjob узнал, как к подобным запретам относятся обычные граждане. Опрашивали жителей Петербурга и Москвы. В итоге 62% москвичей проголосовали за то, чтобы в столице запретили сервисы аренды электросамокатов. Среди петербуржцев за тотальное ограничение выступили 66%. Большинство граждан аргументировали свое решение тем, что езда на самокатах приводит к серьезным травам, а также мешает пешеходам.

Первые штрафы

С 1 марта начали действовать изменения в ПДД, которые закрепляют статус самокатов и определяют права и обязанности водителей. Было установлено ограничение на скорость. Теперь в парках нельзя  разогнаться быстрее 15 км/ч, а на улицах — 25 км/ч. На устройствах должны быть фары и тормозная система. Днем и ночью нужно передвигаться исключительно со включенными фарами. Введены требования к массе — вес электротранспорта не должен прeвышать 35 кг.

По автомобильным дорогам могут передвигаться только лица старше 14 лет. Езда разрешена исключительно по правому краю дороги или велосипедной дорожке, если она предусмотрена. Заехать на любую улицу или тем более магистраль не получится: только туда, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов.

Чтобы самокатчики понимали, куда ехать можно, а куда нежелательно, власти регионов установили дорожные знаки. Наиболее активен в этом вопросе Петербург. Там даже заработала система штрафов за нарушения. В начале сентября местный комитет по транспорту и инспекторы ГИБДД проверили, как петербуржцы следуют указаниям дорожных знаков. Требования распространяются как на проезжую часть, так и на тротуар. Кроме того, система действует одинаково для прокатных и для личных СИМ.

Вышли в рейд на центральные улицы и набережные, где действует запрет передвижения и установлены знаки. В итоге оштрафовали троих — на 500 и 800 рублей, пишет «Фонтанка».

Этого недостаточно

В Госдуме считают, что введенные некоторыми регионам штрафы слишком маленькие. Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что осенью депутаты будут работать над ужесточением и правил и санкций.

«Количество ДТП с участием электросамокатов с 2019 года увеличилось более чем в 40 раз. Если некоторое время назад это были отдельные случаи, то сейчас проблема приобрела массовый характер», — сообщил Володин.

Он отметил, насколько важно, чтобы каждый осознавал ответственность, особенно в случаях, когда в результате езды страдают люди. В связи с этим, депутаты намерены значительно повысить размер штрафов. Возможно, речь идет о суммах более 5 тыс. рублей.

В августе в Совфеде готовили законопроект о штрафах для велосипедистов и самокатчиков, которые нарушают ПДД. Предлагали, например, штрафовать на 10 тыс. рублей за управление велосипедом или СИМ в состоянии опьянения. Если велосипедист или самокатчик отказался от медосвидетельствования — штраф на такую же сумму. Если гражданин передвигался по проезжей части вопреки требованиям ПДД, за это полагается штраф в размере 2 тыс. За создание помех для пешеходов сенаторы тоже предложили штрафовать на 2 тыс. рублей.

Конечно, после введения правил резкого улучшения обстановки не произошло. Самокатчики пока не до конца осознают свою ответственность, а ГИБДД не всегда оперативно реагирует на нарушения. В итоге только за один сентябрьский день в Петербурге от падения с самокатов пострадали трое подростков, а женщина-пешеход получила перелом, когда в неё врезалась девушка на самокате.

Рекомендуем

Статья

Штрафы за поездку на самокате и первые снятые санкции ЕС: главные новости уходящей недели

Ограничения на снятие иностранной валюты. Рекордная закредитованность россиян. Финансовая поддержка закрытых аэропортов. Об этих и других новостях читайте в традиционном дайджесте «Сферы».

Статья

Лизинг, обслуживание и страховка: как российский авиасектор переживет санкции

Из-за ситуации на Украине зарубежные компании потребовали от России расторгнуть договоры лизинга, а также досрочно вернуть самолеты и авиадвигатели. Для поддержки транспортного комплекса страны в условиях санкций Минтранс уже подготовил проект постановления по удержанию иностранных лайнеров в РФ, Правительственную комиссию по импортозамещению предлагают наделить полномочиями решать, возвращать или нет суда западным лессорам. «Сфера» разбиралась, возможно ли национализировать иностранные самолеты и что будет с авиасектором в условиях санкций и закрытого неба.

Статья

Машина раздора: зачем нужно согласие супруга на продажу автомобиля

Продажа по взаимному согласию. В Госдуме обсуждают поправки в статью 35 Семейного кодекса РФ, которые могут приравнять продажу автомобиля к сделкам с недвижимостью. Как соблюсти баланс интересов и не создать на ровном месте серьезную юридическую проблему — в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать